Суть Рождества Божича-Коляды. Божич в Поконе Рода Всевышнего суть зимний проявление Деда нашего - Даждьбога Трисветлого. Вечер накануне Рождества Божича имеет названия Сочельник, Богатая кутья, Вилия. Божич - Коляда - лик Даждьбога, бог зимнего солнца, рожденный Матерью Ладой.

Он начинает Коло Сварожье - новый солнечный год.
Божич - проявление силы рождения, которое есть в каждом живом существе. Терпеливо ожидая и закликая эту силу, славяне направляют развитие событий своей жизни к лучшему, на правильный и славный путь, на котором благодаря честной работе над собой мы получаем вечность.

Поэтому Божич - это проявление возрождения и бытия вечного, которое снова и снова просыпается. Прославляя молодого Божича, мы утверждаем торжество света и вечную победу Правды, победу правды над ложью.

В эту ночь в дом к каждому родноверу приходят трех желаемых гостя: «Первый гость - красное Солнце, второй гость - Ясный месяц, третий гость - малые звезды». Они символизируют Хозяина, Хозяйку и их Детишек (Сварога, Ладу и Сварожичей), которыми в этот день выступают родители и дети каждой семьи. На столе обязательно должно быть двенадцать блюд, главным из которых является кутья. Нужно, чтобы от дома к дому ходили щедровники, пели заговоры и желали благополучия каждой семье. Божич остался только в щедривках южных славян, иногда его имя звучит как Божик.

Только на небосклоне появляется первая звезда родичи всей семьей садятся за стол, который зовут богатым, потому что на нем должно быть двенадцать разнообразных постных блюд. Отсюда и название "Богатая кутья" или "Богатый Сочельник".

На столе обязательно должна быть кутья - это основная обрядовая пища. Ее готовят из пшеничных или ячменных зерен. К сваренному зерну добавляют солод.
Особого внимания заслуживает обряд внесения кутьи, которую обычно несет хозяйка:
Кутью на покутье, компот - на базар, а пироги - на торги.
Горшок с кутьей ставят в углу в кублище, которое делают из душистого сена. Горшок прикрывают хлебом и щепоткой соли. После праздников часть сена отдают скоту, а остальные держат для гнезд, где должны нестись куры или высиживаться цыплята.

За святвечерний стол первым, как и положено, садится хозяин, а за ним другие члены семьи. Во время праздничного ужина стараются не выходить из-за стола, разговаривают тихо. Встав, глава семейства предлагает помянуть предков и пригласить их к Сочельнику.

Считается, что именно в это время все предки должны прийти в дом, а затем для них освобождают места на скамьях, кроватях, стульчиках, ставят на ночь блюда и кладут ложки. Вслед за хозяином все присутствующие произносят молитву, которая обращена к тем, кто заблудился в лесу, утонул в море или не вернулся с дальней дороги или войны.

Хозяин называет имена покойников, приговаривает:
Кто умер - тот в Нави, а кто жив - тот с нами. Пусть им легко ведется, а нам легко живется!

Следующую молитву произносят всем ныне живущим членам семьи. Им желают здоровья и счастья, желают, чтобы вместе и в согласии дождались следующего Рождества. После этого хозяин берет свечу и миску с кутьей и, поклонившись до четырех углов, передает блюдо жене. Каждый из присутствующих должен съесть по три ложки кутьи.

После ужина дети должны отнести обрядовую пищу своим божатим, бабушкам-дедушкам. Матери кладут детям к углу еще кныш и калачи, иногда конфеты. Дети, зайдя в дом, говорят:

Добрый вечер! Мама и папа прислали вам хлеб, соль и ужин.
На рождественские праздники обязательным символом является Дидух (сноп), который изготавливают из обжиночного снопа. Дидух торжественно вносят в комнату и ставят на Бабу - охапку соломы, которой застилают пол.

Дидух символизирует культ Рода предков. Добрые души предков оберегают посевы и урожай от всевозможных бед: наводнения, града, бури, огня и т.д.

Поскольку на время нарождения Солнца, то есть на Рождество, души предков с наступлением сумерек селятся в квартирах, то на их честь и ставят на почетное место (углу) Дидух, у которого ставят кутью и узвар, которые являются поминальными блюдами.

Накануне Щедрой кутьи (с 31 декабря на 1 января) Дидух выносят из дома. В одних случаях его сжигают, в других - обмолачивают и семена смешивают с тем, каким засевают дома на Новый год или держат в Благовестника и смешивают с посевным зерном.
Время проведения.

Рождество по Колодару, 24-25 декабря, в 3-й день после зимнего солнцестояния. 21-23 декабря – Корочун, считается самое темное время года, когда ничего нового не делается (это время тёмных сил описано у Н.В.Гоголя в «Ночь перед Рождеством»). Коляда как большой праздник Рождества (рождения) молодого Божича, славится во время, когда зимнее солнце поворачивает на лето, а день начинает прибывать (24 декабря). Когда сходит первая звезда, хозяин обрядово вносит в дом Дидуха («дедов дух», красиво скрепленный сноп ржи) и начинается празднование.

Главные Праздники по солнцу на Руси Коляда (Лик солнца младенца), Ярило Красный (Лик солнца - юноша), Семиярило-Купала (Лик солнца - Мужа, семь сил Ярило, самая большая солнечная сила в году) и Сивояр-Овсень (лик солнца-старца) отмечаются на третий день после астрономического равноденствия или солнцестояния, потому как только изменяется время дня и ночи на "воробьиный скок", это и есть начало нового лика Даждбога, и соответственно солнечного праздника.

Ведь рождением ребенка считается не начало схваток или продолжительностью родов, а именно точный час, минуты рождения.
СЛАВА РОДУ, БОГАМ И ПРЕДКАМ НАШИМ!